Развитие точных, координированных навыков для решения всех сложных двигательных задач требует практики. Сила и координация, необходимые для того, чтобы добросить баскетбольный мяч до корзины, могут развиться во время первых лет жизни, если окружающая среда будет отличаться разнообразием и предоставлять необходимые возможности. Однако для формирования навыка, необходимого для попадания мячом в корзину регулярно, с различных углов и расстояний, потребуется бесконечная практика. Надо сказать, что мы все еще не располагаем достаточными знаниями о том, какую роль играет практика в приобретении многих основных навыков, таких как умение сидеть, подниматься и спускаться по лестнице, захватывать предметы. В ранних исследованиях утверждается, что дополнительная практика основных навыков не ускоряет их развитие; причина таких утверждений кроется, по-видимому, в том, что фактически все дети имеют достаточно возможностей для минимальной практики в повседневной жизни. Однако некоторые современные исследования опровергают это заключение. В частности, то исследование, показывает, что младенцы, которые «практиковались» в шаговом рефлексе, начинают ходить в более раннем возрасте. Последние исследования, проведенные этим же ученым подтверждают тот факт, что грудные дети, которые больше практиковались в умении сидеть, способны дольше сидеть Для приобретения основных моторных навыков, необходимых для бега и даже для бросания таких предметов, как мяч,, ребенок, возможно, не нуждается в специальной тренировке. Но для того, чтобы бегать и бросать мяч достаточно хорошо для бейсбольного игрока, необходимо огромное количество специальных тренировок с опорой, чем младенцы, не имеющие такой практики. Возможно, именно специальная практика помогает укрепить мускулы или определенным образом влияет на схему нейронной проводимости, что способствует ускорению некоторых аспектов развития. Согласно терминологии Аслина практика может производить ускоряющий эффект, хотя четких доказательств этого все еще нет.
Видели ли вы когда-нибудь ребенка, который пытается самостоятельно есть что- либо пюреобразное и жидкое вроде шоколадного пудинга? Это удивительное и захватывающее зрелище — конечно, более очаровательное, если убирать за ребенком придется кому-то другому! Сначала дети плохо попадают в цель, поэтому шоколадный пудинг оказывается в волосах, размазывается по всему лицу и оседает на одежде. Большинство детей совсем не обеспокоены беспорядком и потому смотрят на вас с радостной улыбкой, восседая в самом центре этого липкого безобразия. Фактически, попасть ложкой точно в рот — задача не из легких для ребенка, только начинающего ходить. Она требует тонких моторных навыков, поскольку ребенок должен уметь взять ложку и двигать кистью и рукой по направлению ко рту. Однако только моторных навыков недостаточно. Плюс к этому ребенок должен учесть целый ряд перцептивной информации. Он должен видеть ложку и/или чувствовать ее в руке, оценить расстояние до рта и определить соответствующую траекторию, одновременно координируя визуальную и кинестетическую информацию во время движения таким образом, чтобы можно было изменить цель в случае необходимости. Кроме того, для понимания развития ребенка мы должны выяснить, какие виды чувственного восприятия доступны ребенку как на момент рождения, так и на протяжении долгих лет развития. И нам придется понять, как ребенок приходит к интерпретации этих чувственных восприятий — различает их, узнает или понимает паттерны. В этом смысле исследование перцептивного развития образует некий мост между изучением физиологических изменений, например изменений нервной
Статья подготовлена по материалам кулинарного сайта ishinok.ru.
Leave a Reply